![]() |
Хранительница жилища Куд - ава
|
|
Мордовский
республиканский
объединенный краеведческий музей Сайт МОУ "Ромодановская СОШ № 1"
|
Мордовскими божествами, покровительствующими дому (кудо, куд), двору (кардаз), хранителями жилища и семьи считались Куд-ава и Кардаз-ава. Первая вместе с мужем Куд-атей обитала дома — в подполе, под печкой, под порогом или в переднем «красном» углу. Местом обитания Кардаз-авы (Кардаз-сярко) был двор, его правый угол. Позднее для обозначения дома со всеми надворными постройками стало применяться тюркское слово «юрт». В связи с этим сменились имена и у держателей дома. По-мокшански их стали называть Юрхт-ава и Юрхт-атя, по-эрзянски Юрт-ава и Юрт-атя. Как же мордва представляла себе Юрт-аву? Приведем рассказ женщины-мокшанки. — Юрт-ава садится рядом с тобой — маленькая женщина, белая, она все видит, обо всем знает. Самый главный хозяин (азор) юрта — она, а не Юрт-атя. Когда человек умирает и идут проводить его на кладбище, все причитают и Юрт-ава тоже (явси): «Что буду делать без него, куда пойду». Когда жители дома разъезжаются, Юрт-ава бунтует, озорует, залезает на дом, бросает с крыши что-нибудь, шумит, плачет, недовольна. Каждый юрт имеет свою Юрт-аву. Называют ее также Юртонь кирди, Юрт-азор-ава. Когда строили дом, после настилки пола в переднем углу накрывали стол, ставили на него хлеб, соль и вино. Звали старуху. Хозяин дома наливал несколько стаканов вина своим родным, плотникам, соседям, присутствовавшим там. Все они рассаживались на бревнах сруба. Один стакан преподносили старухе, которая стояла у стола. Она брала его и произносила примерно такую молитву: «Кудонь-чинь-паз, кормилец, Кардаз-сярко, дорогой, соберитесь в одно место. Может, потревожили вас, может, испугали, соберитесь в одно место. Вот вам стол, вот вам хлеб, вот вам соль, и пейте, и ешьте, и живите, а хозяевам добра желайте. Неоскудевающее добро пусть сверху дождем льется, снизу родником выходит, двор пусть скотиной наполняется, дом семьей полнится, где поставлен, там пусть и сгниет, на благой глаз чтоб не попадался, злой огонь чтоб не брал его, тепло его пусть стелется понизу, дым — поверху». Закончив молитву, старуха выпивала вино, следом осушали стаканы все присутствовавшие. НОВОСЕЛЬЕ ДЛЯ КУД - АВЫ При отделении сына от родителей и переходе его на новое место жительства считалось необходимым дать ему и домовое божество, В этом случае один из родителей открывал западню в подпол и говорил: «Ку-донь-чинь-паз, кормилец, Настасья домовая, Афанасий дворовой, провожаю сына с детьми, с семьей на новое место, в новый дом, поступает в новое хозяйство. Без домового бога нельзя жить; хозяйство ведет сын, в семье хозяйка — невестка, а глава в доме — домовой бог Настасья, во дворе — Афанасий дворовой. Провожаю, давай, Кудонь-чинь-паз, и у тебя есть в запасе молодые невестки и сыновья, отдели и с моим сыном проводи, а сам, старая голова, здесь оставайся». При вселении в новый дом брали с собой кошку, пуская ее в дом первой, затем несли хлеб, соль, горящую свечу штатол, ухваты. Рассказывают, что один крестьянин построил дом. Когда стал вселяться, пустил в дом кошку с котенком. На третий день после вселения кошка подохла. Затем подох котенок. Крестьянин этот считал, что если бы он зашел в дом раньше кошки, то мог бы погибнуть от колдуна сам. Подобный обычай распространен у многих народов: русских, поляков. Немцы, например, считали, что тот, кто входит в новый дом первым, умрет раньше всех других членов этой семьи. Поэтому на новоселье сначала в дом пускали кошку или собаку, петуха или курицу, либо какое-то другое животное. Источник информации книга Н. Мокшина Боги и сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. |