Мордовский
республиканский объединенный краеведческий музей


Сайт МОУ "Ромодановская СОШ № 1"
|
Наши
далёкие предки полагали, что окружающий мир наполнен множеством
невидимых простому человеку божеств. У каждого божества было своё место
обитания, своя «сфера влияния». Вторгаясь в неё, человек должен был
просить прощения, разрешения, помощи. Покровительницей, держательницей (кирди)
леса (вирь) считалась Вирь-ава (ава- «женщина, мать»), земли (мода) –
Мода- ава, воды (ведь) – Ведь – ава, ветра (варма) – Варма – ава, огня (тол)
– Тол-ава, дома (кудо) – Кудо –ава и т.п. Божества могли быть как
добрыми, так и злыми. Если вовремя их не умилостивить, то они могли
наделать немало бед и неприятностей. Чтобы
этого не произошло, в честь
того или иного божества в месте, где, как считала мордва, оно обитало –
в лесу, в поле, у реки, в жилище, во дворе или бане, - устраивались моляны, моления (озкст).
Во время них люди обращались к божеству с молитвой, в которой просили
его о милости. А чтобы оно откликнулось на просьбу, божеству приносили
дары и жертвы.
Жертвой обычно выступали домашние животные и птица – лошади, быки,
коровы, овцы, свиньи, козы, гуси, куры, утки, иногда рыба. Жертвенной
едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мёд, масло, кровь, пироги и
лепёшки, мордовская брага. В качестве даров чаще всего использовались
деньги, особенно металлические.
Жертвоприношения мордва совершала всем своим божествам, и размеры их
зависели от значимости просьб.
Сказание
про Ведяву и Масторпаз
Сказание о Рождении
Богов
Источник информации книга Н. Мокшина Боги и
сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. |