Люди и Боги 

 

Главная      Дом Богов      Люди и боги      Вирь-ава      Ведь - ава      Куд - ава      Об авторе

 

 Мордовский республиканский объединенный краеведческий   музей
 

Сайт МОУ "Ромодановская СОШ № 1"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши далёкие предки полагали, что окружающий мир наполнен множеством невидимых простому человеку божеств. У каждого божества было своё место обитания, своя «сфера влияния». Вторгаясь в неё, человек должен был просить прощения, разрешения, помощи. Покровительницей, держательницей (кирди) леса (вирь) считалась Вирь-ава (ава- «женщина, мать»), земли (мода) – Мода- ава, воды (ведь) – Ведь – ава, ветра (варма) – Варма – ава, огня (тол) – Тол-ава, дома (кудо) – Кудо –ава и т.п. Божества могли быть как добрыми, так и злыми. Если вовремя  их не умилостивить, то они могли наделать немало бед и неприятностей. Чтобы этого не произошло, в честь того или иного божества в месте, где, как считала мордва, оно обитало – в лесу, в поле, у реки, в жилище, во дворе или бане, - устраивались моляны, моления (озкст). Во время них люди обращались к божеству с молитвой, в которой просили его о милости. А чтобы оно откликнулось на просьбу, божеству приносили дары и жертвы. Жертвой обычно выступали домашние животные и птица – лошади, быки, коровы, овцы, свиньи, козы, гуси, куры, утки, иногда рыба. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мёд, масло, кровь, пироги и лепёшки, мордовская брага. В качестве даров чаще всего использовались деньги, особенно металлические.

Жертвоприношения мордва совершала всем своим божествам, и размеры их зависели от значимости просьб.

 Сказание про Ведяву и Масторпаз

 Сказание о Рождении Богов

Источник информации книга Н. Мокшина Боги и сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.

Hosted by uCoz