![]() |
Богиня воды Ведь
- ава
|
|
Мордовский
республиканский
объединенный краеведческий музей Сайт МОУ "Ромодановская СОШ № 1"
|
ЗАЧЕМ НЕВЕСТА НА РЕКУ ХОДИЛА
ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА ВОДЫ В прошлом мордва верила, да и сейчас верит, в чудодейственную целебную силу воды. Считалось, что вода лечит разные болезни. Только она должна быть не простая, а специальная. Такой водой признавалась ведь пря (ведь — «вода», пря — «голова, верх, поверхность»), т. е. верхняя вода. Один старик рассказал такую историю: «Рано утром пойдешь к роднику, зачерпнешь ведь пря. Ведь пря — это утренняя вода, чистая, никто ее не брал. Если дома есть больные или скотина больная, говоришь, просишь помочь. У меня старуха глазами болела, я сам часто просил. Черпнешь ведь пря ведром, или блюдом, или стаканом и говоришь заговор. Этой водой надо омывать больного, глаза омыть, попить дать. Если скотина больная — побрызгать на нее и дать выпить. Ведь пря — вроде как святая вода. Говорить надо при этом: «Шелковолосая Ведь-ава, серебробородый Ведь-атя, помогите в нужде, пособите». МОЛЕНИЕ У ВОДЫ Бездетные женщины обращались к Ведь-аве с просьбами о рождении детей, устраивая в связи с этим особое моление «ведь озкс». Для этого брали живого петуха и шли с ним в полночь на реку. После поклонов Ведь-аве бросали его в воду, прося при этом, чтобы Ведь-ава послала бездетной женщине «чадородие». Молились о подании им детей перед Ведь-авой молодожены. Вера в оплодотворяющую силу воды основана на реальном ее свойстве: вода дает плодородие лесам, полям и лугам, питает растения и животных. Без воды нет жизни. Когда долго не было дождей и наступала засуха, крестьяне ходили всем миром молиться к роднику, расположенному где-нибудь за селом — в поле, в овраге. Разроют родник, разбудят Ведь-аву словами: «Не пугайся, кормилица, земля горит, создай дождь». Затем брызгаются, обливаются водой. После этого садятся есть у воды и Ведь-аву приглашают, опуская для нее в воду вареные яйца. Источник информации книга Н. Мокшина Боги и сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. |